Волгоградские педагоги приняли участие в научно-практическом семинаре в Москве

вкл. .

8-9 октября 2016г. в Международном историко-просветительском, благотворительном и правозащитном обществе «Мемориал» (г.Москва) состоялся традиционный научно-практический благотворительный просветительский семинар для работников среднего образования «Формы и методы внеклассной работы. Проектно-исследовательская деятельность школьников».

 


На семинар были приглашены педагоги – наставники победителей и призёров XVII всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век» из Архангельской, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Тверской, Тульской, Челябинской областей, Красноярского края, республик Чувашия и Мордовии.
От Волгоградской области в семинаре принимали участие четыре педагога: Н.А. Карюкина (учитель МОУ СШ № 129 Советского района Волгограда), Н.В. Василенко (учитель МБОУ гимназии городского округа г. Урюпинск), А.И. Гончаров (учитель МКОУ СШ №11 г. Палласовки), С.В. Воротилова (педагог-организатор, педагог дополнительного образования МОУ ДЮЦ Волгограда).
Программу семинара представила и вела И.Л.Щербакова, к.фил.н., руководитель конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век».
Работа семинара традиционно началась с краткого представления участниками своего опыта подготовки учащихся на конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век». Большинство педагогов, организуя исследовательскую работу среди школьников, опирается на семейную историю, сохраненные документы, в которых нашли отражение судьбы людей ХХ века.
Программа семинара была очень насыщенной и интересной. И.Л. Щербакова в выступлении «Личные документы в помощь образовательному процессу» остановилась на значимости персонифицированного взгляда на прошлое, ценности изучения документов личного происхождения. М.Мельниченко, к.и.н., рассказал о интернет-проекте «Прожито». Проект заключается в сборе, оцифровке, расшифровке и опубликовании дневников советского периода. Проект реализуется с помощью волонтёров, часть из которых занимается расшифровкой и набором текстов, другая – проверкой точности проделанной работы, третьи – размещением материалов на сайте (http://prozhito.org/). Молодой историк, П. Гилорыбов в своём выступлении «Город как учебник истории» показал возможности выбора тем исследования по истории повседневности на основе объектов городской среды: исторических зданий, мемориальных памятников и памятных досок, современных арт-объектов.
Н. Ломакин, историк, к.и.н., представил обзор образовательных игр по изучению истории в контексте развития конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век». Участникам семинара было предложено обсудить возможность введения новой номинации – «Образовательная игра по истории ХХ века», детям – попробовать свои силы в этом жанре.
Очень познавательным был выход участников семинара в музей ГУЛАГа. Перед слушателям выступил историк, заведующий отделом культурно-просветительских и образовательных программ Музея, лауреат московских и всероссийских педагогических конкурсов К. Андреев по теме «Взаимодействие музея и школы». Он рассказал об истории здания и концепции музея, направлениях его развития, поделился своим опытом работы с детьми и молодёжью на материале музея, приёмами, позволяющими заронить желание знать историю своей страны.
Живой интерес слушателей вызвало выступление Ю.С. Пивоварова, доктора политических наук, академика РАН, «Трудные вопросы российской истории». Юрий Сергеевич отметил как факт, что каждое поколение неизбежно обречено на «переписывание» истории, так как не может не осмысливать своё настоящее и не задумываться о будущем. Трудности в преподавании отечественной истории он отчасти связывает с отсутствием проекта будущего, отсюда – «ожесточённая битва за прошлое», в котором практически все периоды и значимые события ХХ века можно назвать «трудными вопросами», требующими осмысления, а значит – привлечения к ним внимания молодых исследователей.
Семинар завершился круглым столом, на котором обсуждались тенденции обновления внеклассной работы по истории, перспективы развития конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» и педагогического конкурса методических разработок по истории ХХ века.

 

С.В. Воротилова,
педагог-организатор,
педагог дополнительного образования
МОУ ДЮЦ Волгограда