Открыта выставка «Золотое сечение»

вкл. .

В детской картинной галерее «Диво» МОУ ДЮЦ Волгограда открыта выставка «Золотое сечение» учащихся и педагогов объединения «Детская художественная школа» по итогам международного пленэра «С мольбертом по Европе – 2017».

 


Мы назвали нашу выставку «Золотое сечение». Эта идея пришла к нам в Кракове, когда наша делегация, блуждая по улицам старинного города, увидела на асфальте нарисованную спираль, и осознала, что наш путь отчасти повторял эту траекторию. И все наше дальнейшее путешествие было связано именно с этим понятием.
Одной из характерных особенностей спирали «Золотого Сечения» является то, что она продолжается во все уменьшающиеся витки. Эта спираль вскоре становится настолько бесконечно малой, что, теоретически, она могла бы прорвать плоскость одного измерения и войти в другое.
Однажды сделав это, она могла бы снова повторить это, войдя в пределы другого измерения в качестве сравнительно большой спирали, прокладывающей свой путь, чтобы вновь уменьшиться, до тех пор, пока она не прорвала бы и этот план и не вышла бы в другой, и так далее до бесконечности. Даже, несмотря на то, что это только линейная модель, она достаточна, чтобы продемонстрировать основную идею.
Да, мы прорывались сквозь века, попадали в другие измерения, то уменьшаясь, то снова увеличиваясь в нашем познании бесконечности. «Золотое сечение» стало для нас способом понимания настоящего искусства.
Особое внимание на правило «Золотого сечения» обратили художники эпохи Возрождения, обращаясь к наследию древних греков. Само понятие этой гармонической пропорции - «Золотое сечение» - принадлежит Леонардо да Винчи. В работах Леонардо его использование достаточно очевидно. И мы в этом убедились.
По мнению французского архитектора ХІХ века Виолле-ле-Дюка, форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой.
Мы различаем окружающие нас предметы по форме. Интерес к форме продиктован жизненной необходимостью или вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и «Золотого сечения», способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.
Своими глазами мы это увидели в средневековом Риме. Примером «Золотого сечения» в архитектуре является Пантеон и Триумфальные арки.
Барочный Рим (ключевое слово в стиле барокко – «изогнутый») в архитектуре, скульптурах и фонтанах Джованни Лоренцо Бернини. Фрагменты его творений изображены на акварельных этюдах участников выставки. В архитектуре Донато Браманте важнейшим архитектурным творением стал проект и возведение главного католического храма — собора Святого Петра. Это место не располагает к рисованию, здесь хочется смотреть, наслаждаться и думать, перемещаясь во времени.
«Цветком Тосканы» и «зеркалом Италии» называли Флорен¬цию — город, по праву носящий титул родины итальянского Воз¬рождения. Величайшее творение Филиппо Брунеллески, символ Флоренции — собор Санта-Мария дель Фьоре. Одно из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески — Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче. И в этих формах мы видим закономерности «Золотого сечения».
Столицей Позднего Возрождения в Италии стала Венеция при участии известного архитектора Якопо Сансовино, ученика Браманте. Стиль Андреа Палладио угадывается в построении античных ордеров, естественной завершенности и строгой упорядоченности композиций. В Венеции он воздвиг несколько церквей и замечательные дворцы — палаццо.
В изобразительном искусстве чаще используется упрощённое правило «Золотого сечения» – так называемое «правило третей», когда картина условно делится на три равные части по вертикали и по горизонтали, образуя четыре ключевые точки.
В галерее Уффици во Флоренции на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», у Микеланджело в «Тондо Дони» или «Святое семейство» - признанный шедевр западноевропейского искусства эпохи Возрождения.
В своих пленэрных этюдах и зарисовках мы старались повторять равные элементы, чередовали равные и неравные величины в пропорциях «Золотого сечения», создавая на картинах тот или иной ритм. Мы старались вызывать у зрителя то или иное настроение, вовлекая его в рассматривание изображения. В такие моменты человек, даже не искушённый в искусстве, подсознательно понимает, что картина ему чем-то нравится, что на неё приятно смотреть.
Мы много увидели. В залах музеев, на древних улицах городов Италии, Чехии, Польши мы не рассматривали произведения искусства и архитектуры, мы смотрели внутрь себя, возводя мосты через бездну времени от нас, бывших к нам грядущим.
Художник Николай Крымов писал: «Говорят: искусство не наука, не математика, что это творчество, настроение и что в искусстве ничего нельзя объяснить – глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нём можно и нужно знать, оно математично... Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха».
На нашей выставке мы предоставляем Вам, зрителям, эту возможность.
Среди авторов этюдов и набросков учащиеся объединения «Детская художественная школа» Вера Шкрылева, Анастасия Позняк, Валерия Смирнова, Владислав Юдин, Иван Демченко, педагог Ирина Ханько.
Выставка продлится до 24 октября 2017 года.

 

Ирина Ханько
руководитель Образцового коллектива
«Детская художественная школа»,
Почетный работник общего образования.