Русь, устремленная ввысь.

вкл. .

26 октября в 16 часов в Детской картинной галерее «Диво» Детско-юношеского центра Волгограда состоялось открытие выставки пленэрных работ учащихся и педагогов объединения «Детская художественная школа» «Русь, устремленная ввысь». Это итог культурно-образовательного проекта «Пленэр-2017» в Ярославле.

 

 

Ежегодно учащиеся и педагоги Детской художественной школы выезжают на пленэры в города России. Это уже стало традицией. Первоначально пленэрная практика превратилась в культурно-образовательный проект с выездными экскурсиями, творческими встречами, мастер-классами, итоговыми выставками.
В этом году с 7 по 19 августа 2017 года 15 учащихся и 3 педагога посетили город Ярославль. Это было незабываемо время, наполненное впечатлениями, видами русских городов, фантастической фресковой живописью, красотой пейзажей, духом древнерусских городов. Сюжеты работ раскрывают название выставки.
Русскому храмовому строительству в том виде, в каком оно сформировалось в недрах Древней Руси, нет в мире аналогов. Его памятники восхищают весь мир. Русское каменное зодчество - отражение красоты и правды русской жизни. Величественные ансамбли городов-крепостей с их благодатными церквями и часовнями, купеческие усадьбы, княжеские дворцы - этот утраченный мир былой России, представленный на фоне «неизглаголенных» красот природы русской земли.
Уникальное лицо Ярославля – это храмовая архитектура 17 века. Храмы возводились, как правило, по берегам Волги и Которосли и были рассчитаны на восприятие с реки. Изнутри храмы расписывались мастерами местной ярославской школы, а снаружи богато украшались поливными полихромными изразцами, сгрупированными в пояса и наличники. Ближе к концу века получили широкое распространение золоченые иконостасы с виртуозной измельчённой резьбой и многоцветные резные надпрестольные сени. Сложился своеобразный «ярославский» стиль (полихромные изразцы, фигурные кирпичи). Храмы отличались размерами, богатым декором, мощными пятиглавиями, уникальными росписями.
Какие выбрать виды для пленэра, таких вопросов перед нами не стояло. Весь город - это сплошные виды для живописных этюдов и графических набросков. Мы жили среди этой красоты и десять дней впитывали дыхание этого древнего города. На выставке представлено 142 работы из более 200 пленэрных этюдов.
Ярославль – город не только во многом необычный, но и очень загадочный. Взять хотя бы его герб: казалось бы, на нем должно красоваться изображение Святого князя Ярослава Мудрого с секирой в руках над тушей зарубленного им лютого зверя – гигантской медведицы. Но вместо князя Ярослава на гербе запечатлена именно медведица, да еще держащая в лапах ту самую секиру, от которой она приняла свою погибель.
В центре города, на набережной Которосли при слиянии с Волгой есть природный памятник - могучий каменный монолит с высеченной на нем надписью, гласящей, что именно здесь состоялся поединок князя Ярослава с медведицей, в честь победы над которой им было велено на этом месте «новый град заложити». По мнению ученых, основанному на рукописных источниках, это событие, положившее начало более чем тысячелетней истории города, датируется 1010 годом.
Именно здесь размещался древнейший деревянный Кремль или Рубленый город. Позади нерукотворного монумента возвышается громада воссозданного Собора Успения Божьей Матери, перед которым расположена единственная в России скульптурная композиция - образ Святой Троицы. Сюжет и образы повторяют композицию иконы Андрея Рублева «Троица». Впереди глыбы в речную гладь врезается протяженная коса Стрелки, с левой стороны от которой величаво ширится Волга, а с правой – впадающая в Волгу река Которосль.
Хотите все это увидеть, посмотрите на наши работы. Стоит лишь всмотреться, и перед мысленным взором неизменно предстают живые картины «преданий старины глубокой»: строительство первых фортов Кремля, первых храмов, первых слободских околотков, перезвон кузнечных молотов на утренней заре, зазывные кличи уличных торговцев, безмятежный гомон вездесущей детворы... Золотом сверкают имена таких прославивших город знаменитостей, как Валентина Терешкова, Константин Ушинский, Леонид Собинов, Федор Волков и многих других уроженцев Ярославщины.
Самое яркое впечатление оставило посещение Кремля в городе Ростове Великом. Заключительным аккордом нашего пленэра стала 15-главая церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — самый большой в городе храм с приделами, увенчанными вместо шатров гроздьями декоративных пятиглавий. Кирпичная поверхность здания сплошь испещрена ковровым узорочьем. Ярославские памятники этой группы стали лебединой песней древнерусского зодчества и послужили одним из основных источников псевдорусского стиля 2-й пол. XIX в.
С момента возвращения из Ярославля прошло уже два месяца. Как это было давно и как недавно это было. Смотрите наши впечатления на выставке «Русь, устремленная ввысь». Мы хотим поделиться ими с нашими зрителями.
Отдельное спасибо нашим родителям, без них наши проекты реализовать было бы очень сложно.
Выставка продлится с 26 октября по 16 декабря в Детско-юношеском центре Волгограда, по адресу: ул. Коммунистическая, 1.

Ирина Ханько
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Детская художественная школа»