Семинар «История и современное общество»

вкл. .

С 7 по 10 декабря в Москве проходил семинар «История и современное общество»

 

 

Организатором семинара выступил научно-информационный и просветительский центр «Мемориал». На него было приглашено 23 педагогов из разных городов и сёл России, на протяжении ряда лет являющихся тьюторами старшеклассников - участников Всероссийского конкурса исследовательских работ по истории «Человек в истории. Россия – ХХ век». Воспитанники клуба «Корни и крона» участвовали в одиннадцати их тринадцати прошедших конкурсах и неоднократно становились его призёрами и победителями (К.Средняк (2001г.), И.Базюкина, О.Сушко (2004г.), О.Лопатина (2005), Д.Сай (2008), А.Пойлов (2010), А. и М. Пойловы, Д.Дундукова (2011), А. и М. Пойловы, Д.Дундукова, Г.Сафонова (2012)). Семинар по замыслу Ирины Лазаревны Щербаковой, руководителя конкурса, кандидата филологических наук, был нацелен на методическую и информационную поддержку педагогов, регулярно участвующих в конкурсе.
Большая часть мероприятий семинара была посвящена проблемам преподавания российской истории в школе.

Программу открыло посещение выставки «Преодоление: Русская церковь и советская власть» в Государственном центральном музее современной истории. Оно послужило прологом к встрече с Ириной Владимировной Карацубой, кандидатом исторических наук, доцентом МГУ им. М.В.Ломоносова. Говоря о проблемах изучения истории церкви в курсе отечественной истории в современных российских школах, И.В. Карацуба назвала ряд доступных в Интернет ценных источников по названной теме.

Значительная часть семинара была посвящена вопросам преподавания литературы в школе. Михаил Георгиевич Павловец, кандидат филологических наук, доцент МГПУ представил очень содержательный обзор учебников по литературе ХХ века. Он отметил, что современные учебники по литературе служат своеобразной «охранной грамотой» позднесоветского консерватизма благодаря политике бесплатного распространения тенденциозно составленных учебных пособий.

Литературная часть программы была поддержана так же беседой, организованной И.Л. Щербаковой, посвящённой роману В.Гроссмана «Жизнь и судьба». Педагогам было предложено обсудить значимость романа в контексте юбилея Сталинградской битвы. Ирина Лазаревна со смешанными чувствами отметила, что на протяжении ряда лет на конкурсе «Человек в истории. Россия – ХХ век» вручаются премии итальянского Исследовательского центра «Жизнь и судьба», что аналогичной премии на родине писателя не существует.

Ещё одна литературная составляющая семинара была связана с презентацией книги Тода Штрассера «Волна», которая вышла в издательстве «Самокат». Книга адресована в первую очередь молодому читателю и содержит литературную версию педагогического эксперимента, проведённого в 1967 году педагогом Роном Джонсом. Сюжет книги связан с реальной ситуацией педагога, когда он затруднился ответить своим ученикам, как и почему образованная европейская нация могла допустить развитие фашизма. После некоторых размышлений педагог, очень неординарный человек, предложил своим ученикам-старшеклассникам игру в дисциплину, в коллектив, интересы и цели которого возвышаются над интересами отдельных его представителей. Фактически за пять дней в коллективе была создана ситуацию, близкая по духу к начальной стадии становления фашизма (чувство единства, необходимости твёрдой дисциплины, желание подчиняться, устранить всё, что входит в противоречие с общими интересами). На презентации было предложено методическое пособие для проведения занятий по профилактике ксенофобии среди подростков и целый ряд книг для детей разного возраста издательства «Самокат».

Методическая часть семинара была не менее интересной и насыщенной. Виктория Гендина, координатор проектов общества «Мемориал» представила один из новых проектов – межмузейный проект «Семейные путешествия». Проект является одной из форм привлечения детей к истории ХХ века. Для этого по воскресным дням предлагается экскурсионная программа, на которую приглашаются школьники с их старшими родственниками. В программу входит так же мероприятия на базе общества «Мемориал». Специальная образовательная программа предполагает знакомство детей с предметами 30-х годов ХХ века, которые составляют фонд архива общества «Мемориал». Эти предметы, как и предметы, относящиеся к эпохе 30-х годов, которые участники программы могут принести из дома, в финале дети оформляют в специально отведённые музейные витрины с последующим проведением экскурсий по ним. Так, в процесс знакомства с предметами повседневности дети приобщаются к истории страны, начинают постигать драматические и трудные для детского восприятия события, как репрессии 30-х годов и др.

Методике исследования было посвящено выступление заведующей архивом общества «Мемориал», Елены Геннадьевны Козловой. Она рассказала об экспедиции, которая была предпринята в Дубовку Воронежской области. Там ведутся раскопки 103-х захоронений жертв политических репрессий 30-х годов. Предположительно там захоронено около двух тысяч человек. Алёна Геннадьевна охарактеризовала исследовательские ресурсы двух сайтов, посвящённых репрессиям 30-х годов. Это сайт «Последние свидетели» и сайт «Европейская память о ГУЛАГе». Оба сайта помимо статистических, географических, теоретических материалов, содержат большое количество интервью и воспоминаний людей, переживших голод, репрессии, депортацию 30-40-50-х годов ХХ века.

Большой интерес вызвало выступление Натальи Колягиной, кандидата филологических наук, редактора учебно-информационного портала «Уроки истории». Она познакомила присутствующих с современным наполнением сайта и рассказала о некоторых перспективах его развития. Сайт и в нынешнем виде представляет большой интерес для тех, кто интересуется вопросами истории. Одна из страниц сайта знакомит с условиями нового конкурса «История фотографии/Фотографии из семейного архива и Город как место памяти и забвения». Новый конкурс вызвал большой интерес у педагогов, т.к. расширяет возрастные границы приобщения к истории края и семьи за счёт младших подростков. Многие педагоги отметили, что новый конкурс открывает возможности формирования у детей 12-13 лет исследовательских умений в процессе посильной для них исследовательской деятельности.

В целом, можно сказать, семинар прошёл очень плодотворно. У нас, педагогов была возможность не только послушать очень интересные и содержательные доклады специалистов по истории и литературе ХХ годов, посетить актуальную выставку, но и обменяться опытом организации исследовательской работы. Хочется отметить, что на всех мероприятиях, которые проводятся обществом «Мемориал», всегда поддерживается очень творческая и душевная атмосфера. Организаторы позаботились не только о деловой, но и культурной программе для участников семинара. У нас была возможность познакомиться с постановкой А.Кончаловского «Дядя Ваня» театра имени Моссовета.

Отрадно, что организаторы конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» поддерживают связь и продолжают общаться с победителями и призёрами конкурса. В рамках семинара специальная программа была адресована студентам-стипендиатам Фонда М.Прохорова. В этой части программы участвовала воспитанница клуба «Корни и крона», студентка II курса юридического факультета Волгоградского филиала РАНХиГС при президенте Российской Федерации, Дарья Дундукова.

 

Воротилова С.В.
педагог-организатор
историко-краеведческого отдела
МОУ ДЮЦ г.Волгограда,
руководитель клуба «Корни и крона»