Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях.

вкл. .

Материалы городского семинара «Совершенствование работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда» 31 марта 2016г. в МОУ «Детско-юношеский центр Волгограда»

 

 

 «Типичные ошибки педагогов при обучении детей ПДД».

Малахова Ксения Валентиновна,
старший инспектор по пропаганде ГИБДД
Управления Министерства внутренних дел России по городу Волгограду.

Рекомендации ГИБДД УМВД России по городу Волгограду

Анализ занятий по курсу БДД и ответов воспитанников позволяет сделать вывод, что при обучении детей Правилам дорожного движения многие педагоги допускают грубейшие ошибки, учат по старым правилам:

1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус - сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создаёт аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга и происходит наезд.
Необходимо учить!!!
Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где хорошо просматриваются обе стороны дороги.

2. Учат: при переходе улицы, посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо.
Это правило также устарело и создаёт опасную ситуацию.
Необходимо учить!
Прежде чем перейти догу – остановись, посмотри в обе стороны, и убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

3. Учат: Красный – стой, жёлтый – приготовиться, зелёный – иди!
Дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зелёный сигнал светофора, то с другой стороны горит красный, и наоборот.
Необходимо учить!!!
Согласно ПДД: В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора. В Волгограде практически нет перекрестков, на которых отсутствуют пешеходные светофоры, поэтому, чтобы не путать детей, мы говорим только про них.

4. Учат: Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Необходимо учить!!!
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин. Зачастую несчастные случаи происходят именно на внутриквартальных дорогах.

5. Используют для показа старые знаки на жёлтом фоне, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несёт в себе тот или иной дорожный знак.
Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название - «Пешеходный переход». Но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди – знак 5.16.1. и пешеходный переход. А знак 5.16.1. (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационно – указательных и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходи именно здесь.

6. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.
В первую очередь дети должны знать значение знаков «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка». Не нужно перегружать детей и учить их всем группам знаков. В этом нет никакого смысла.

7. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».
Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, там как рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей на дороге. Никакого преимущества детям при переходе дороги этот знак НЕ ДАЕТ!

Современный ритм жизни и складывающаяся реальная ситуация как во всём мире, так и в России, диктуют, что первая и наиважнейшая наука для детей - как жить и выжить в любых условиях и обстоятельствах. Раздел ПДД в ближайшие годы должен стать стержневым в дошкольном и школьном образовании. Уже сейчас многие педагоги это понимают достаточно ясно и без оглядки на программы Министерства образования, в которых предмет ОБЖ не стал полноправным самостоятельным предметом, создают свою систему обучения детей Правилам дорожного движения.

«Профилактика ДТП с участием несовершеннолетних водителей вело-мототехники»

Мякшина Марина Владимировна, старший лейтенант полиции,
инспектор группы по пропаганде
ОБДПС ГИБДД Управления МВД России по городу Волгограду

В преддверии весенне-летнего сезона особую актуальность приобретает необходимость предостережения дошкольников, школьников и будущих выпускников от дорожно-транспортных происшествий. Проводя максимум свободного времени на улице, подростки и дети младшего возраста катаются на велосипедах, самокатах, роликовых коньках. Но иногда, к несчастью, управляют и мототранспортом, не имея водительского удостоверения, и не обладая достаточными практическими навыками. Расплатой за подобные «развлечения» могут стать всевозможные травмы, переломы конечностей, а, иногда, и гибель несовершеннолетних.

Поэтому только совместными усилиями сотрудников Госавтоинспекции, учителей, воспитателей и родителей, удается достигнуть максимального результата в этом направлении. Сотрудники пропаганды Волгоградской Госавтоинспекции рассмотрели типичные ошибки педагогов при обучении детей Правилам дорожного движения, а также затронули тему «Профилактики ДТП с участием несовершеннолетних водителей вело и мототехники».

Несмотря на ограничение по возрасту, с которого разрешено управление скутером, к сожалению, многие родители, покупают своим 14-15-летним детям мопеды и скутеры.
Родителям необходимо помнить одну простую истину - нужно подготовить ребёнка к вождению так, чтобы оно действительно принесло обоюдную радость, а не огорчение. Только за 2015 год на территории Волгограда зарегистрировано 14 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних водителей скутеров и велосипедов, в которых 1 ребенок погиб и 16 получили травмы.

Согласно ПДД РФ, сидящий за рулём велосипеда или мопеда, считается водителем, и обязательно должен выполнять все требования Правил дорожного движения, даже в том случае, если он не выезжает со двора на дорогу.

Пренебрежение этими знаниями, а зачастую, просто незнание приводит к тому, что именно в этот период времени начинается «сезонное обострение», и увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей вело и мототранспорта.

Следует отметить, что до достижения ребенком 16-летнего возраста, к административной ответственности привлекаются родители.

Чтобы не случилось беды, родителям нужно контролировать поведение своих детей, зная, что в их руках находятся такие «опасные игрушки». В период времени, когда ребята проводят большую часть времени на улице, нужно быть начеку. Каждый ребенок, будь он - пешеход, пассажир, велосипедист, мотоциклист – имеет право на безопасное будущее!

«Работа студенческого отдела по пропаганде безопасности дорожного движения ВолгГАСУ в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Сапожкова Наталья Васильевна,
кандидат технических наук,
доцент кафедры "Экологического строительства и городского хозяйства"
Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета,
руководитель студенческого отдела по пропаганде безопасности дорожного движения

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет с целью повышения безопасности дорожного движения и снижения дорожно-транспортного травматизма 2 апреля 2012г. выступил с инициативой и заключил договор о сотрудничестве с ГИБДД УМВД России по г. Волгограду и Учебно-научно-производственным предприятием «Аспект» -ООО в сфере пропаганды безопасности дорожного движения среди учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений г. Волгограда. В соответствии с этим, из числа активных ребят разных курсов специальности «Организация и безопасность движения» ВолгГАСУ сформирован студенческий отдел по пропаганде безопасности дорожного движения (ПБДД) под руководством к.т.н., доцента кафедры ЭСиГХ ВолгГАСУ Н.В. Сапожковой. Состав студенческого отдела ежегодно обновляется и пополняется первокурсниками. На сегодняшний день в него входят 43 студента.

Основные задачи отдела по ПБДД ВолгГАСУ:
1. Повышение знаний учащихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере безопасности дорожного движения.
2. Разработка и внедрение методов и способов обучения учащихся и воспитанников образовательных учреждений правилам поведения на дороге и транспорте.
3. Создание системы совместной профилактической работы с сотрудниками ГИБДД в области безопасности дорожного движения среди пешеходов и водителей.

Основные направления деятельности отдела по ПБДД ВолгГАСУ: Пропаганда безопасности дорожного движения среди учащихся и воспитанников  образовательных учреждений, пешеходов, водителей.

С момента образования студенческого отдела по ПБДД ежегодно проводится более 30 массовых мероприятий.
Более подробно остановимся на одном из основных направлений нашей деятельности – работа студенческого отдела по ПБДД ВолгГАСУ в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

По данному направлению наш студенческий отдел по ПБДД совместно с сотрудниками ГИБДД проводит обучающие лекционные и практические занятия в игровой форме с учащимися образовательных учреждений нашего города. Все занятия проходят с использованием видео и фотоматериалов в формате презентаций, наглядных материалов, плакатов, памяток, которые разработаны совместно с инспекторами ГИБДД. Ребята получают сложную для них информацию по правилам дорожного движения в доступной, интересной и игровой форме. По окончанию каждого мероприятия проводится опрос ребят с целью выявления степени усвоения материала.

Одна из основных образовательных программ применяемая для освоения и закрепления знаний по правилам дорожного движения является обучающая игра-конкурс«Построй безопасный город».

Цель игры-конкурса «Построй безопасный город» – изучение правил дорожного движения в игровой форме в процессе построения макета безопасного города.
В зависимости от возраста участников, сложность игры может меняться, в соответствии с этим, формируется необходимый комплект изучаемых и применяемых на практике технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, искусственные неровности и т.д.).
Для игры-конкурса «Построй безопасный город» необходимо следующее оборудование и материалы:
1. Помещение, оборудованное компьютером, проектором, экраном, колонками.
2. Стол для размещения макета города на каждую команду.
3. Стул для размещения подручных средств на каждую команду: бумага цветная, ножницы, клей, фломастеры, пластилин, дорожные знаки, машинки, макеты домов и т.п.
4. Макет (подоснова) города на каждую команду.

План мероприятия игры-конкурса «Построй безопасный город»:
1. Определить число команд и количество участников в них.
Рекомендуется сформировать 3 команды по 5–10 человек. Определить название каждой команды, выбрать капитана. За каждой командой закрепить 1-2 студента для помощи участникам игры. Можно оформить название команды на плакате и закрепить у стола, участникам надеть бейджики, одинаковую одежду или элементы одежды.
2. Каждой команде предоставляется макет города и подручные средства: цветная бумага, фломастеры, карандаши, пластилин, комплект дорожных знаков, макеты зданий, автомобилей, ножницы, клей и т.п.
3. Студент (ведущий) читает лекцию «Построй безопасный город!» и, совместно со студентами, ребята последовательно строят безопасный город. В лекции-презентации участникам конкурса представлен материал о видах городов, видах транспорта, основных дорожных знаках, разметки и других технических средствах организации дорожного движения обеспечивающих безопасность жителей города.
На построение города отводится 20-30 мин. Задача участников конкурса максимально правильно разместить объекты города и технические средства организации движения на своем макете. Построить самый красивый и главное безопасный город. Студенты им в этом помогают.
4. Капитан команды представляет свой город жюри, и доказывает, что их город самый безопасный.
5. Жюри оценивает работу каждой команды и определяет победителей конкурса. Команда может подготовить приветствие, лозунг, плакат и т.п., что тоже оценивается жюри.
Последние игры «Построй безопасный город!» были проведены в марте в МОУ СШ № 13 и 76, макеты построенных городов учениками 1 и 2 классов представлены сегодня на семинаре. Все желающие, в конце нашего мероприятия, могут подойти и рассмотреть более внимательно макеты городов и подручных технических средств организации дорожного движения используемых в игре.
Кроме того, студенческий отдел по ПБДД принимает активное участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «Безопасное колесо». В рамках данного мероприятия на базе школ проводятся обучающие уроки, тесты, организуются и проводятся районные соревнования, а также студенты участвуют в качестве судей и помощников судей в городском конкурсе.
Регулярно совместно с сотрудниками ГИБДД проводятся массовые акции и флешмобы на улицах города: «Внимание: пешеход!», «Светлячки на дороге», «Пешеход на зебре всегда прав!», «День памяти жертв ДТП» и другие мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения.
В прошлом году студенческий отдел по ПБДД ВолгГАСУ расширил свои границы. Были организованы и проведены мероприятия по безопасности дорожного движения в г. Фролово Волгоградской области и г. Геленджик, за что участники мероприятий были отмечены благодарственными письмами и грамотами.
Работа в сфере пропаганды безопасности дорожного движения положительно сказывается и на самих студентах, которые в ней участвуют. Это не только помогает формировать и закреплять их профессиональные знания и навыки на практике, а главное осознавать важность и необходимость выбранной специальности и будущей профессии.
На сегодняшний день, со многими образовательными учреждениями Волгограда мы заключили договора о сотрудничестве в сфере пропаганды безопасности дорожного движения и по предварительной заявке планируем проведение мероприятий. Желающих сотрудничать с нами в данном направлении, просим направлять свои заявки в адрес университета: г. Волгоград, ул. Академическая, 1.
Более подробная информация о работе нашего студенческого отдела по ПБДД и всех проведенных мероприятиях размещена на сайте университета www//vgasu.ru.
Н.В. Сапожкова 8-909-380-13-01  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 «Использование игровых форм работы по профилактике детского дорожного транспортного травматизма в МОУ СШ №3 Тракторозаводского района Волгограда на примере интерактивной викторины "Своя игра".»

Ермишева Маргарита Ремовна,
заместитель директора по воспитательной работе МОУ СШ №3
Тракторозаводского района Волгограда

Изучение правил безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах в наше время приобретает особую актуальность. Это связано, прежде всего, с тем, что огромными темпами растет количество разнообразных транспортных средств на улицах и дорогах, их движение становится все интенсивнее, а также с тем, что дети в более раннем возрасте начинают самостоятельно пользоваться общественным транспортом, передвигаться по улицам и дорогам без сопровождения взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
В течение многих лет в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда» проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ), целью которой является создание системы работы по профилактике ДДТТ, направленной на формирование у учащихся культуры грамотного пешехода, законопослушного поведения на улицах и дорогах, устойчивых навыков ориентации в быстроменяющейся дорожной обстановке.
Совершенствование профилактической работы общеобразовательного учреждения по профилактике ДДТТ строится с учетом возрастных особенностей детей и реализуется по направлениям.
Аналитико-прогностическое направление работы включает в себя анализ работы МОУ СШ №3, разработку планов, отслеживание результатов обучения ПДД через систему внутришкольного контроля, проведение анализа причин нарушений ПДД учащимися. В целях повышения эффективности работы по профилактике ДДТТ педагогам оказывается методическая помощь и поддержка для проведения занятий с учащимися и родителями по правилам безопасного поведения на дороге. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на заседаниях методического объединения классных руководителей.
Образовательно-просветительская работа – это изучение ПДД и основ БДД в ходе проведения обучающих занятий, занятий на транспортной площадке, работы видеосалона, организации просвещения родителей, оформление информационных уголков по БДД, выставок детских работ по ПДД, выпуск газет, памяток, пополнение видеотеки и обновление книгопечатной продукции по БДД и ПДД, выступления агитбригады ЮИД.
Методическая работа включает в себя создание информационной базы методических материалов по ПДД для работы с учащимися и родителями "В помощь учителю", методическое сопровождение внеклассных мероприятий по безопасности дорожного движения, методическое обеспечение деятельности клуба ЮИД.
Организационная работа по профилактике ДДТТ – это организация и проведение внеклассных мероприятий по БДД, организация работы по созданию памяток по БДД, совместных акций, встреч представителей ГИБДД с учащимися и родителей на знание ПДД, организация работы клуба «ЮИД» и многое другое.
Основываясь на имеющемся положительном опыте работы, школа находится в постоянном поиске новых форм и методов работы по данному направлению. Игровые формы работы дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Использование игровых форм работы с учащимися мы хотим показать на примере интерактивной викторины «Своя игра». Данная методическая викторина разработана педагогическим коллективом МОУ СШ №3 и позволяет учащимся в игровой, доступной форме закрепить свои знания по ПДД.
Целью данной разработки является создание условий для формирования у школьников, как в качестве пешеходов, так и в качестве пассажиров, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие организации профилактической работы с учащимися и снижению детского дорожно-транспортного травматизма в городе.
Правила игры:
В игре могут принимать участие от 2 до 4 команд по 5-7 человек в каждой команде. Необходимо предусмотреть в игре консультанта, он будет вести подсчет баллов. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов.
Игра состоит из четырех номинаций «Дорожные знаки», «Ребусы», «Это интересно», «Загадки», в каждой номинации по пять вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов.
На обдумывание командам дается до одной минуты, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. Правильный ответ приносит команде сумму, равную стоимости вопроса на игровом табло, неправильный ответ лишает команду указанной суммы.
В первых двух раундах вместо любого вопроса игроку могут выпасть "кот в мешке" или "аукцион".
"Кот в мешке" - вопрос, тема и стоимость которого изначально не объявляется. Игрок, выбравший "кота", обязан отдать его любому из своих соперников. После этого называется тема вопроса и его стоимость.
"Аукцион" - вопрос разыгрывается с командой, назначившей за него наибольшую цену на торгах. Очерёдность подачи заявок определяется ведущим игры. Ставка "ва-банк" перебивается только большим по сумме "ва-банком". Если сумма на счету команды меньше начальной стоимости вопроса, следует автоматическая ставка, равная номиналу вопроса. Ставки на "аукционе" кратны 100 баллам.
Отсутствие ответа на "кота в мешке" и на "аукцион" приравнивается к неправильному ответу.
(На основной презентации присутствует гиперссылка на презентацию «Своя игра», нажимая на нее, мы переходим непосредственно к викторине и наглядно демонстрируем ее проведение).
Данная методическая разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста, однако в викторину несложно внести изменения, разработать категории для среднего и старшего школьного возраста, предусмотреть практические ситуации, наполнить содержание более сложными вопросами и заданиями, а также возможно увеличить количество категорий и раундов. Таким образом, организация работы по профилактике ДДТТ с помощью интерактивной викторины «Своя игра» может строиться с учетом индивидуальных особенностей детей и дифференцируется по возрастным периодам.
Игровая форма подачи данного учебного материала разжигает неподдельный интерес у играющих детей, особенно к фактам, которые оказались для них неизвестными. Вызывает у них положительную мотивацию к более глубокому изучению правил дорожного движения. А отсюда, в будущем позволит снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма детей, сохранить их здоровье, а самое главное – жизнь.

Статистические данные об участии муниципальных общеобразовательных учреждений Волгограда в городской акции
«Не спешите, водители – вы ведь тоже родители!»
9-16 марта 2016 года
 

Район

Кол-во МОУ

Количество учащихся, принявших участие в городской акции, класс

Количество родителей (законных представителей) учащихся, получивших именные памятки

Количество памяток, которые были вручены в ходе городской акции родителям-водителям и родителям-пешеходам

1.

Тракторозаводский

21

3427

1030

1340

2.

Краснооктябрьский

21

2741

1433

3528

3.

Дзержинский

21

3946

4839

5165

4.

Центральный

11

4657

1897

2300

5.

Ворошиловский

12

2281

2474

2205

6.

Советский

15

6078

8224

10167

7.

Кировский

14

6538

4737

3375

8.

Красноармейский

24

12000

12500

 

Всего приняло участие:

139

41 668

Роздано памяток: 65 214


Методист МОУ ДЮЦ Волгограда Кочетова Н.Н.